Как только скалолазание в искусственных условиях набрало популярность, появилась задача создания оптимальных условий, которые бы являлись максимально приближенными к природным и готовили спортсмена к выездам на настоящие скалы.
С момента появления первых скалодромов прошло уже несколько десятков лет и в наши дни занятия на скалодроме — это не просто репетиция перед скалами, а самодостаточный вид спорта, включающий несколько дисциплин:
-
скорость
-
трудность
-
боулдеринг
В связи с таким углублением процесса и потребовалось расширить подход к накрутке трасс. Существует целый ряд различных систем категорирования трасс на скалодроме. В России применяется французская система категорирования трасс, для обозначения сложности тут используются цифры от 4 до 9 и буквы a, b и c. В данной системе категорирования после числового и буквенного обозначения также можно увидеть +, что означает трассу более сложную, например, чем 5b, но еще не дотягивающую по ряду критериев до 5c.
Категории ниже 5 можно встретить на скалодромах крайне редко. Иногда можно увидеть трассу, маркированную “четверкой”, которая несет исключительно мотивационную миссию — это уровень, который будет без труда преодолен новичком, но фактической пользы в тренировочном процессе и оттачивании навыков не имеет, потому как трассы пятой категории, возможно, не с самого первого подхода, но доступны каждому нетренированному человеку.
Когда накрутчик продумывает и создает новую трассу он учитывает ряд факторов:
-
трасса не должна быть слишком легкой и не тренировать никакие навыки (как раз поэтому в абзаце выше сказано о практически полном отсутствии четверок на скалодромах), но при этом трасса не должна быть и слишком тяжелой, опять же, чтобы тренировать задуманные по плану маневры: силу, выносливость или технику;
-
таким образом накрутчик придумывает отрабатываемый прием и смысл трассы, который должен быть очевиден не только для него, но и для последующих посетителей.
Теперь о том, какими бывают цели у трасс на скалодроме
-
Трассы с целью тренировки силы. Такие трассы предполагают, как правило, однократное повторение с максимальным напряжением.
-
Трассы на выносливость. Данный вид трасс характеризуется долговременным лазанием по зацепкам различного характера и готовит спортсмена испытывать свои силы продолжительное время.
-
Трассы для разминки или восстановления. Простые и разнообразные трассы, которые задействуют несколько видов хвата, содержат несколько видов зацепок.
-
Трассы, которые готовят спортсмена к естественным скалам. Чтобы максимально повторить природные условия на подобных трассах меньше удобных опор для ног и довольно острые зацепки для рук. Бывают также трассы, тренирующие движения на пассивах, характерные для французского Fontainebleau.
-
Зрелищные трассы. Такие трассы накручиваются как для соревнований, так и для повседневных тренировок на технику. “Зрелищность” достигается за счет наличия при прохождения трассы размашистых движений, прыжков. Порой зрелищные трассы задумываются таким образом, чтобы развернуть спортсмена лицом к зрителям или замереть в замысловатом положении.
Эти цели характерны, как для боулдеринговых трасс (на которых специализируется скалодром Limestone), так и для трасс на трудность. На соревнованиях в дисциплине трудность задача спортсмена — долезть до топа (финиша) или как можно выше по отношению к другим участникам, учитывается количество зацепок, а также необходимо уложиться в отведенное время. Исходя из особенностей данного вида скалолазания, подготавливаются трассы — они могут быть как с равномерной сложностью, так и с нарастающей на определенных участках. Трасса на трудность может быть также с элементами боулдеринга, включать прыжки и очень тяжелые движения по неудобным зацепкам.
Лазание на скорость в значительной степени отличается от боулдеринга и лазания на трудность, поэтому и трассы в ней специфические. Трассы на скорость бывают двух типов: эталонная и классическая.
- Эталон разработан специально для включения в олимпийскую программу скалолазания и на данный момент входит в программу всех российских, европейских и международных стартов. Трассы на эталонную скорость очень строги к исполнению — они включают в себя четко регламентированные правила расположения зацепок.
- Классическая трасса на скорость напоминает упрощенный вариант трассы на трудность. При накрутке соревновательных трасс подготовщик учитывает, что спортсмены должны двигаться одновременно в равных условиях.
Особенности накрутки трасс на скалодроме
После накрутки трассы подготовщиком, ее обязательно тестируют коллеги подготовщика и тренеры, ведь спортсмен, который воспользуется данной трассой должен будет понять замысел накрутчика и использовать ее для оттачивания определенных навыков.
Однако, вопреки задумке накрутчика, на подготовленной трассе спортсмен внезапно может придумать неочевидный способ обхода препятствия, благодаря чему трасса может как упроститься, так и усложниться. При выявлении подобной особенности трасса перекручивается или ее категория меняется на меньшую или на большую.
Так что приходя на скалодром, знайте — трасса, которую вы лезете возникла творческим потоком, прошла путь от идеи до воплощения, затем тестирование, а затем, возможно, явилась предметом жаркого спора спортсменов :)